Please reload

Недавние посты

Владимир Савинов: «Молодое поколение специалистов начнет свою работу уже с обновленной современной нормативной правовой базой»

September 22, 2020

1/6
Please reload

Избранные посты

Приоритеты на производстве — круто выглядеть или остаться целым и невредимым?

October 15, 2018

 

Осознанность в охране труда — это непрерывное отслеживание потенциально опасных факторов, то есть состояние, в котором сотрудник фокусируется на работе, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем.

И это очень нестабильное состояние. Поддержать общую осознанность в компании может культура безопасности. То есть качественное состояние средств, систем, а также поведения и взаимодействия людей, которое приводит к работе организации без травм и аварий.

 

Об этой важной теме мы поговорили с Денисом Кузьминым, руководителем обучающей программы “Осознанная безопасность” в Business Relations.

 

- Денис, как Вы считаете, каким образом можно повысить осознанность персонала при работе на производстве?

 

- Во внедрении осознанного отношения есть некоторые трудности. Если мы говорим об улучшении условий труда, тут понятны этапы работы, измерение результата и его стабильность. Можно, например, провести специальную оценку условий труда (СОУТ). То есть существует сложившийся алгоритм, а вот осознанность и отношение измерить сложнее, до нас этим мало кто занимался.

 

- Помогает ли обучение персонала при формировании культуры безопасности?

 

- Опыт наших клиентов показывает, что можно построить хорошую культуру безопасности. Для этого применяют не классическое обучение навыкам и знаниям, а обучение, когда участники узнают о своих привычках принимать решение, о правилах расстановки приоритетов о том, как давать обратную связь. Это обучение про то, как мы привыкли думать и про то, как думать о безопасности и ответственности по-другому. Причем, важно, что для всех сотрудников правила охраны труда и безопасность - не пустые слова, а настоящий приоритет номер один. Например, в компании Jacobs Douwe Egberts вешают таблички: “Мы работаем только безопасно — по-другому мы не работаем.”

- Необходимо ли обучать руководство при формировании культуры безопасности?

 

- Конечно! Культура и ценности компании — это отображение ценностей руководства. Так что когда мы говорим об изменении культуры безопасности, в первую очередь проводится тренинг для группы руководителей. На нем проясняются и проговариваются цели и ценности компании в области безопасности. С одной стороны, эта информация открыта и стоит на виду: на сайте, в рамочке на стенах. Однако воспринимается всеми по-разному. Например, у нас был курьезный случай: при групповом обсуждении целей в области охраны труда у одного из высокопоставленных руководителей спросили, как он использует прописанные ценности компании в своей работе.

 

— Никак, — ответил он, —  у меня другой работы хватает.

— Но ведь там же стоит ваша подпись?

— Ну да.  Подпись означает, что я ознакомился с этим документом. Больше ничего.

 

Поэтому обучение, прояснение общего видения, прояснение общего понимания задач каждого руководителя является фундаментом, на котором закладывается здание культуры безопасности.

 

- Почему люди зачастую недооценивают риски, и как этого избежать?


- Неосознанно в рискованном поведении мужчины хотят показать свое доминирование. Кстати, женщины менее склонны к рискованному поведению. Обратите внимание на статистику аварий. Согласно данным Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), в 2009 году на дорогах Соединенных Штатов погибли 23 726 мужчин и всего 10 070 женщин. В ведомстве пояснили, что мужчины в возрасте от 16 до 25 лет гораздо больше девушек-ровесниц склонны лихачить за рулем, поэтому они не только чаще попадают в ДТП, но и платят гораздо больше штрафов за превышение скорости, проезд на красный свет и другие нарушения ПДД. В целом же, по оценке Американской автомобильной ассоциации, среднестатистический мужчина по сравнению со среднестатистической женщиной имеет вероятность погибнуть в ДТП на 77% больше. В России картина примерно такая же.

 

Исправить это сложно. Эта ситуация обусловлена нашей культурой и реакциями, которые нам ею предписаны. Но можно создать корпоративную культуру, в которой каждый человек будет получать обратную связь в случае опасного поведения.

Очень эффективным в этом случае является разговор с вопросами “Твое поведение ведёт тебя к целям в безопасности?", "Как оно влияет на безопасность коллег?", "Что для тебя в приоритете — круто выглядеть или остаться целым и невредимым?”.

Когда человек  отвечает на эти вопросы, то начинает видеть свои приоритеты. И уже осознанно может их изменить.

 

- Почему явной опасности быть травмированным недостаточно для сотрудника?

 

- Проблема в том, что каждый индивидуально воспринимает, что для него опасно, а что нет. Все усугубляется тем, что у нас принято четкое разделение ролей на производстве: персонал работает, а отдел охраны труда ищет нарушения, ловит провинившихся. Это игра, в которой заведомо нет победителя. Охрана труда физически не сможет всех проконтролировать, а сотрудники вместо того, чтобы начать отвечать самим за себя, занимаются сокрытием. Всем известны случаи, когда сотрудники одевают каски и СИЗы только в присутствии комиссии.

 

- Почему, даже зная о том, что может случиться, они не надевают каску, не соблюдают правила безопасности?

 

- Думаю, дело в выборе. Иногда в убеждениях. Например, многие неосознанно считают, что с хорошими людьми ничего плохого не случается. Получается парадоксальная ситуация: о здоровье сотрудника начальник отдела охраны труда заботится куда больше, чем он сам. Сотрудник чаще выбирает личный сиюминутный комфорт в угоду общей безопасности. Играет в игру “сколько раз я проработаю без каски и не буду пойман”.

 

Хороший пример личной ответственности применяют в горной добывающей отрасли США. Там действует другой принципиальный подход. Компания нанимает человека, учит его и выдает чек. Обычно это 275$. Этих денег гарантированно хватает на средний набор одежды и средств индивидуальной защиты. Сотрудник сам решает, какого уровня и качества вещи покупать. Можно сэкономить деньги. А можно и добавить свои, чтобы купить все высшего качества. Никто проверять это не будет. Даже если человек спустится в шахту без СИЗов, никто ничего не скажет. Единственное, без чего не пустят — это без световозвращателей. Потому что они нужны не для этого сотрудника, а для машиниста вагонетки. Далее рассказывают, где находятся ближайшие магазины с одеждой и средствами индивидуальной защиты.

 

У каждого есть выбор - носить СИЗы или не носить, никто контролировать это не будет. Но в контракте есть условие, что если в момент получения травмы на сотруднике не было хоть какого-то элемента из необходимого набора средств защиты, то компания не компенсирует лечение. В этом случае человек может рассчитывать только на свои личные силы и средства.





 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях
Please reload

Поиск по тегам