Малые предприятия: как организовать охрану труда

Существует мнение, что малые предприятия страдают от травматизма на производстве гораздо реже, чем крупные. Но это заблуждение: зачастую они подвержены риску даже больше, чем самые большие предприятия. Именно поэтому необходимо тщательно подойти к вопросу организации охраны труда.

Согласно статистике Роструда по малым предприятиям, уровень производственного травматизма показывает неудовлетворительные результаты: риск намного выше, профессиональные заболевания чаще, а их последствия тяжелее. Это связано в первую очередь с тем, что государство более строго контролирует крупные и важные производства, а частные коммерческие предприятия остаются вне поля зрения надзорных органов. Соответственно, ответственность за охрану труда в таких организациях лежит на работодателях, а они в свою очередь довольно халатно подходят к данному вопросу. Конечно, в дальнейшем, как правило, эта экономия выходит боком, а после серии аварий и вовсе может разорить компанию. За травмами сотрудников следуют серьезные штрафы, суды с работниками, компенсации, пристальное внимание Роструда и Ростехнадзора.

Организация охраны труда на малом предприятии

Как же избежать трагических последствий на предприятиях? В первую очередь в организации должна функционировать служба охраны труда. Это относится ко всем компаниям, штат которых превышает 50 человек. Согласно законодательству, численность сотрудников малых предприятий может составлять:

  • До 100 человек (в строительстве, производстве, транспортной сфере);

  • До 60 человек (в сельскохозяйственной и научно-технической отраслях);

  • До 50 человек (в оптовой торговле);

  • До 30 человек (в розничной торговле и сферах бытового обслуживания).

В каждой службе охраны труда должен быть обученный специалист с опытом работы, который осуществляет контроль за выполнением трудового законодательства с учетом специфики деятельности предприятия. В случае, когда численность персонала на предприятии ниже 30 человек, функции инженера охраны труда осуществляет работодатель: проводит для сотрудников обучение по охране труда, пожарной безопасности и первой помощи, занимается ведением документации (журналов отчетности о прохождении инструктажей и медосмотров и т. д.). Чтобы обучать сотрудников, руководитель обязан сам пройти обучение по охране труда и получить типовое удостоверение.

Для малых организаций есть и еще один способ: переложить ответственность за документацию и мероприятия по охране труда на сторонних специалистов и экспертов и делегировать функции инженера охраны труда специализирующимся на этом компаниям.

Мероприятия по охране труда для малых предприятий перед запуском работ

Перед тем, как нанимать на работу людей и организовывать бизнес, работодатель или уполномоченный им инженер по охране труда обязан:

  1. создать службу охраны труда, назначить специалиста по охране труда либо оформить договор об аудите со сторонними специалистами или организациями;

  2. пройти обучение и направить на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в специализированные учебные центры охраны труда;

  3. оформить перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;

  4. определить работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, для которых оформляется наряд-допуск или выдаются СИЗ, необходимо специальное обучение или медосмотр;

  5. определить работы с вредными или опасными условиями труда, работа в которых дает право на компенсации;

  6. заключать трудовые договоры с работниками;

  7. разрабатывать инструкции по охране труда для работников.

Мероприятия по охране труда для малых предприятий в процессе работы

В процессе работы малого предприятия от инженера по охране труда (или работодателя, выполняющего его функции) постоянно требуется множество действий:

  1. обеспечение безопасности зданий, используемого оборудования и производственных процессов;

  2. контроль над санитарно-гигиеническими условиями труда;

  3. проведение инструктажей по охране труда;

  4. ведение расследования и учета несчастных случаев и профзаболеваний на производстве;

  5. организация проведения специальной оценки условий труда;

  6. обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  7. создание и ведение документации по охране труда;

  8. санитарно-бытовое обеспечение работников (своевременная выдача оборудования, инструментов, СИЗ, смывающих средств);

  9. оборудование уголка по охране труда;

  10. выплата компенсаций (в случае установления соответствующего класса по итогам СОУТ);

  11. финансирование мероприятий по охране труда.

Таким образом, охрана труда на малом предприятии требует не меньше сил и вложений, чем на крупном, а кроме того — постоянного поддержания в порядке документации и проведения других мероприятий, важных для создания безопасных условий труда.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

КОНТАКТЫ

Тел. +7 (495) 660-83-32

Почта. info@aetalon.ru
Москва, 1-я Магистральная, 14с8

123007

Информация о компании

ЧАСЫ РАБОТЫ

Понедельник - Пятница: 9.00 - 18.00

 

ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ