Как мотивировать сотрудников на безопасное поведение?

Для достижения нулевого травматизма на предприятии в первую очередь необходимо обратить внимание на человеческий фактор.

О том, как мотивировать сотрудников на соблюдение правил безопасности и ношение СИЗ, рассказал Денис Кузьмин, руководитель проекта "Осознанная безопасность" компании Business Relations.

— Как мотивировать сотрудника на безопасное поведение на производстве?

— Мотивация — сложная с точки зрения внешнего управления вещь. Она полностью лежит в поле ответственности сотрудника. На наш взгляд, в компании необходимо заниматься построением культуры безопасности. В этом случае формируется саморегулирующаяся система, при которой нет необходимости в дополнительной мотивации. Персонал ведет себя в соответствии с тем, как принято в организации. Если на предприятии высокая культура безопасности, то и работники ведут себя соответствующе. Простой пример — даже самые заядлые нарушители правил дорожного движения среди наших соотечественников резко становятся законопослушными водителями, когда попадают в Европу или США. Просто там принято ездить по правилам — это норма поведения. Кстати, и в России это тоже становится нормой: мы чаще пропускаем пешеходов и водителей с включенным поворотником.

Что касается производства, то на этапе, когда подписывается трудовой договор, сотрудник делает выбор соблюдать правила техники безопасности и требования компании. В дальнейшем человек понимает последствия и действует, исходя из них.

Бывает, что культура безопасности не всегда демонстрирует, как необходимо себя вести в той или иной ситуации. Или же руководитель дает задания, сопряженные с риском: тогда возникает необходимость во внутренней решимости при принятии правильных решений.

— Приведите, пожалуйста, примеры успешных программ для мотивации сотрудников.

— Меня поразила программа мотивации на соблюдение скоростного режима Anti Speeding Campaign в одной нефтяной компании. Известно, что превышение скорости — основная причина тяжелых и летальных травм. В этой программе нет наставлений, нравоучений, просто открытый разговор. Программа представляет собой цикл групповых встреч с инспектором ДПС, психологом и девушкой, которая стала инвалидом после автомобильной аварии. Ее зовут Евгения Воскобойникова, она автор книги «На моём месте», телеведущая. Евгения открыто, спокойно рассказывает про череду событий и ее решения за несколько секунд до аварии. Это очень честный разговор: она знает, что все слова забудутся, но ее образ и эта коляска еще долго будут в памяти и напомнят водителям о том, что не нужно превышать скорость. Из моего опыта это — одна из самых эффективных программ мотивации на безопасное поведение. Это же демонстрирует и статистика выписанных штрафов: на 130 водителей только 4 штрафа в 2018 году.

— Какая мотивация более эффективна: материальная или моральная?

— Человек так устроен, что эффект от любых, даже самых эффективных мероприятий, со временем снижается. Поэтому задача инженеров по охране труда — придумывать все более новые и интересные активности, задачи для вовлечения персонала в дела охраны труда, уделять внимание поиску опасных практик. Поэтому я бы не ставил вопрос о том, какая мотивация лучше, а сказал бы, что принесет наибольший эффект. По моим наблюдениям, лучший эффект получается от совмещения. Я знаю компании, где есть материальные премии при отсутствии травматизма, равно и как где не доплачивают за него, но выписывают благодарности. И там, и там люди идут по пути повышения безопасности, снижения рисков на пути к нулевому травматизму.

Важно не останавливаться на этом пути и уходить от однообразности и привыкания к монотонным программам: повышать так называемую алертность и бдительность.

— Что работает лучше: штрафы или поощрения?

— Наш опыт показывает, что штрафы всегда мотивируют к сокрытию. С другой стороны, если внедрена система независимого контроля, например 100% анализ записей видеорегистратора, тахографа, записей камер видеонаблюдений и т.д., то это позволяет серьезно снизить количество нарушений. Известно, что после введения большого количества камер фиксации превышения скорости на дорогах водители стали значительно реже нарушать скоростной режим.

Штрафы нужны за грубые нарушения, а поощрения за участие в системах сбора и устранения опасной практики, например, NEAR MISS.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

КОНТАКТЫ

Тел. +7 (495) 660-83-32

Почта. info@aetalon.ru
Москва, 1-я Магистральная, 14с8

123007

Информация о компании

ЧАСЫ РАБОТЫ

Понедельник - Пятница: 9.00 - 18.00

 

ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ