Разработка комплекса 3D моделей для визуализации безопасного производства работ при эксплуатации, ре

Существуют ошибки, которые необходимо устранить, не дожидаясь наступления их последствий. Такой подход становится актуальным, когда речь идет о сохранении жизни и здоровья персонала. Ошибочные действия сотрудников и вредные условия труда способствуют ухудшению здоровья путем: травм средней тяжести, профессиональных заболеваний и даже смертельного исхода.

В целях недопущения негативных последствий для персонала, необходимо постоянно поддерживать и улучшать политику в области охраны труда и промышленной безопасности, систематически проводить инструктажи на рабочем месте (далее - инструктажи), с целью закрепления у персонала навыков безопасной работы, воспитания умения точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

Инструктажи могут проводиться в разных вариантах, к примеру, в текстовой или графической форме.

Научно доказано, что при запоминании текста и информации в графическом виде, схем или видео из того же текста действуют разные принципы. Информация в виде рисунков запоминается легче и воспроизводится быстрее, нежели текстовая.

Данное явление описывают как «Эффект превосходства образа». Суть которого заключается в том, что мозг не осознает слово, пока не найдет особые черты букв по отдельности, а графическая информация способна значительно увеличить скорость обработки данных в текстовом виде. Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая проведенные опыты американский профессор Эдгар Дейл опубликовал свои исследования и оформил заключения в виде «Конуса опыта», где наглядно продемонстрированы наиболее эффективные техники обучения, нацеленные на природные способности восприятия.

«Конус опыта» Эдгара Дэйла

В большинстве предприятий, в том числе и в организациях системы «Транснефть», основная подготовка персонала проводится путем:

  • чтения технической литературы, нормативов организации,

  • изучения информационных плакатов,

  • занятий с инструктором,

  • просмотра видео-инструктажей,

  • наблюдения за рабочим процессом в реальных условиях.

Сравнивая методы проведения инструктажей персоналу с «Конусом опыта» получаем следующее – сотрудники в лучшем случае запомнят только 50% увиденной и услышанной информации.

В целях улучшения качества передаваемой информации и ее запоминания требуется объединить все методы обучения в едином процессе инструктажа с применением «имитации реальной деятельности» (рис. 2). В связи с чем, было решено обеспечить проведение интерактивных инструктажей по охране труда и промышленной безопасности, направленных на снижение случаев производственного травматизма и недопущения аварийных ситуаций посредством увеличения доли запоминаемой персоналом информации по охране труда и промышленной безопасности путем визуализации этой информации и ее обсуждения между инструктором и инструктируемыми, с последующей проверкой изученного материала.

Процент запоминания информации по «Конусу опыта»

Целью создания интерактивного инструктажа заключается в повышении качества проведения инструктажа персоналу посредством демонстрации условий, запретов, ограничений и иных требований безопасности с применением современных технологий, привлечение внимания на взаимодействие с другими участниками производственного процесса, доступности обучающего материала, повышения информативности инструктажа.

Наиболее существенные задачи интерактивных инструктажей:

  • использование максимального количества инструментов визуализации информации в интерактивном инструктаже совместно с устным объяснением для наилучшего усвоения персоналом жизненно важной информации о безопасном ведении работ и, как следствие, изменение культуры личной и коллективной безопасности на производстве,

  • сокращение количества инцидентов, произошедших по вине персонала, недостатка или отсутствия знаний у работников в области безопасного ведения работ, посредством применения более качественных методов отображения информации по безопасности труда.

При таком подходе построения системы достигается возможность формирования инструктажей для работников разных профессий. Для каждой профессии предлагается свой набор сценариев с соответствующими 3D моделями.

Окно выбора сценария

Автоматическое формирование сценариев

Проведение инструктажа с использованием комплекса осуществляется в 4 этапа при взаимодействии с инструктором на каждом этапе:

  • проверка начальных знаний перед проведением инструктажа с использованием интерактивной проверки знаний требований безопасности и условий безопасности выполнения работ,

  • проведение инструктажа, с использованием конструктора интерактивных инструктажей, с акцентированием внимания на проблемные моменты, выявленные при первичной проверке знаний,

  • проверка качества усвоенного материала с использованием интерактивной проверки полученных знаний требований безопасности и условий безопасности выполнения работ,

  • анализ компетенций работников на основании проверок знаний до и после проведения инструктажа. Принятие решения инструктором о проведении (не проведении) повторного инструктажа.

Задачами инструктора являются: проверка восприятия технологии выполнения работ сотрудниками, обеспечение конструктивного обсуждения вопросов, возникающих у инструктируемых в процессе изучения материалов инструктажа, для достижения наилучшего эффекта в усвоении информации. После заострения внимания инструктором на основных моментах происходит обсуждение и разбор верных действий и методов безопасного производства работ. Ответы на возникающие вопросы наглядно отображаются на 3D моделях.

Под интерактивной проверкой знаний требований безопасности и условий безопасности выполнения работ понимается система, включающая в себя два блока:

  • визуальные интерактивные задачи на основе 3D моделей комплекса требующие конкретных действий в разрезе выполняемой работы,

  • визуальные интерактивные задачи на основе 3D моделей комплекса требующие прохождения полной процедуры выполняемых работ.

При формировании инструктажа предусмотрены интуитивные подсказки для инструктора в виде сортировки по наиболее вероятному выбору элемента конструктора в текущий момент организации места проведения будущих работ.

Пример отображения подсказок

Во время демонстрации, либо самоподготовки по уже сформированному инструктажу, при выборе объекта путем нажатия курсором мыши, показываются возможные опасности и риски в виде пиктограмм, подсвечиваются элементы объекта, значимые для безопасности персонала.

Пример отображения опасностей

С применением Комплекса реализуется возможность проведения инструктажей, по разработанным организациями системы «Транснефть» программам инструктажей по охране труда.

Упрощенный алгоритм проведения интерактивных инструктажей (ИИ) представлен на рисунке:

Алгоритм проведения интерактивных инструктажей

Техническая реализация комплекса

Интерактивный инструктаж составлен на базе системы дистанционного обучения (СДО). Применение СДО позволяет реализовать такие требования как: разграничение прав доступа (аутентификация); учет статистики по интерактивной проверке знаний, ведение рейтинговой системы оценки уровня квалификации работников; обратная связь, использование Web интерфейса.

Комплекс 3D моделей реализован на инструменте для разработки двух- и трехмерных приложений Unity3D. Преимущество данного движка —кроссплатформенность, способность программного обеспечения работать более чем на одной аппаратной платформе и (или) операционной системе. В качестве свободной реляционной системы управления базами данных используется MySQL.

Архитектура технической реализации информационной системы приведена на рисунке:

Архитектура технической реализации системы

По результатам работы разработан информационный программный комплекс инструментов на базе трехмерной графики – интерактивный инструктаж, направленный на снижение случаев производственного травматизма и недопущения аварийных ситуаций посредством увеличения доли запоминаемой персоналом информации по охране труда и промышленной безопасности путем визуализации этой информации, и ее обсуждения между инструктором и инструктируемыми, с последующей проверкой изученного материала. Такой подход побуждает работников, эксплуатирующих ОПО активнее участвовать в деятельности по обеспечению безопасности условий труда на производстве.

Понимание того, каким образом работники воспринимают преподносимую информацию (текстовую и графическую), помогает улучшить качество проводимого инструктажа. Изучение опыта работы квалифицированного работника, внедрение 3D визуализации, а также интерактивной составляющей в программу проведения инструктажа на рабочем месте, обеспечивает более глубокое погружение в процесс обучения, что позволяет эффективнее обеспечивать сохранность жизни и здоровья сотрудников эксплуатирующих ОПО в процессе их трудовой деятельности.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

КОНТАКТЫ

Тел. +7 (495) 660-83-32

Почта. info@aetalon.ru
Москва, 1-я Магистральная, 14с8

123007

Информация о компании

ЧАСЫ РАБОТЫ

Понедельник - Пятница: 9.00 - 18.00

 

ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ